МБОУ "СОШ №17" им. Кугультинова Д. Н.
г. Элиста, Республика Калмыкия
  • Информационная безопасность

    В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

    Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.

    Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:

    1. Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.) 
    2. Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией. 
    3. Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
    4. Использованы контент-фильтры,  для фильтрации сайтов по их содержимому.

    Мошенничество – один из видов преступлений, который постоянно развивается, приобретая новые формы, приспособленные к меняющимся условиям общественной и экономической жизни. Одна из его форм – это дистанционное мошенничество, в том числе посредством сети Интернет.

    Основным отличительным признаком дистанционного мошенничества является обман или злоупотребление доверием, совершенные в условиях, как правило,  исключающих личный контакт, с использованием средств связи (сотовой, телефонной) и (или) сети Интернет (путем распространения вредоносного программного  обеспечения), под воздействием которых владелец имущества или иное лицо передают имущество или право на него другому лицу либо не препятствуют их изъятию.
           Механизм совершения дистанционного мошенничества также отличается своеобразием. Преступник совершает действия, находясь на расстоянии от жертвы, не  вступая с ним в непосредственный контакт, вводит в заблуждение потенциального потерпевшего, в дальнейшем похищает у него деньги. Хищение денежных средств  происходит по следующему алгоритму: потерпевшие сами сообщают мошеннику информацию, потому что введены в заблуждение. Преступник получает доступ к счету мобильного телефона или к банковской карте, с которой впоследствии похищаются деньги. Бывают случаи, когда потерпевшие под воздействием обмана сами  перечисляют денежные средства.
           В связи с этим дистанционные мошенничества можно разделить на три группы:
           - мошенничества, совершенные с использованием средств сотовой связи и сети Интернет. Предлоги, которые используют преступники для получения информации о  банковской карте, счете, разнообразны. К их числу можно отнести такие, как: разблокировка банковской карты; приобретение и реализация товаров на интернет-лощадках в случаях, когда размещенный на них товар только предлог для звонка потенциальному потерпевшему; компенсация за ранее приобретенные медицинские препараты,  компенсация от Пенсионного фонда России и т.д.;
           - мошенничества, совершенные с использованием средств сотовой связи и непосредственного контакта с потерпевшим. Как правило, данный способ характерен при  использовании предлога – родственник попал в беду, ДТП, полицию и т.д.;
           - мошенничества, совершенные только с использованием Интернет-ресурсов. Покупка, продажа товара на различных Интернет-площадках, в том числе использование  «зеркальных» сайтов (сайтов, схожих с оригинальными, которые принадлежат известным организациям), взлом страниц в социальных сетях и рассылка от имени  пользователя страницы в социальной сети просьбы перечислить деньги.
          Чтобы не стать жертвой преступников, необходимо следовать определенным правилам:
    1.    Если получен звонок или сообщение в социальной сети с просьбой о срочной денежной помощи для знакомого или родственника, не стоит принимать решение сразу. Необходимо проверить полученную информацию, связавшись со своими родными и знакомыми.
    2.    Никогда и никому не сообщайте трёхзначный код на обратной стороне Вашей банковской карты (CVV), это ключ к Вашим деньгам.
    3.    Нельзя сообщать никому личные сведения, данные банковских карт и СМС-пароли, которые могут быть использованы злоумышленниками для неправомерных действий.

    Документы

    Документы не выбраны

    Детские безопасные сайты

    http://mults.info/   Каталог короткометражных мультфильмов и ссылка на каталог аудиосказок

    http://www.zoofirma.ru/ Сайт, посвященный животным. Тут публикуются как энциклопедические справки, так и новости и просто веселые картинки по теме. Незаменим для подготовки школьных проектов.

    http://talantikus.ru/  Сайт, позволяющий ребенку поучаствовать в «блиц-олимпиадах» и незамедлительно узнать результат.

    http://pro100hobbi.ru/ На сайте агрегируется информация о различных мастер-классах и хобби, выкладываются разнообразнейшие инструкции по созданию разных необычных вещей своими руками.

    http://zateevo.ru/ Портал для школьников и родителей детей любого возраста. Учащиеся найдут здесь массу справочной информации, интересные статьи и факты, а для родителей здесь имеется масса тренингов и разделов, рассказывающих и в какой кружок отдать младшеклассника, и даже как правильно купать грудничка.

    http://umniki.ru/ Сайт телепередачи «Умники и Умницы». Как и сама передача, в первую очередь рассчитан на одаренных старшеклассников, готовых расширять свою базу знаний и состязаться с такими же вундеркиндами за шанс обучаться в одном из престижнейших вузов России.

    Родителям

    Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?

    1. Ухудшение здоровья ребенка 
    2. Интернет-зависимость 
    3. Просмотр нежелательного контента 
    4. Общение с незнакомцами
    5. Общение с незнакомцами в интернете, которое может перерасти в реальное общение в жизни.

    Советы по обеспечению безопасности ребенка в Интернете

    • Расположить ребенка к доверительному диалогу по вопросам интернет-безопасности. Объяснить, что Интернет является не только надежным источником информации, но и опасным собеседником, а доверять следует родителям, педагогам и лучшим друзьям.
    • Установить с ребенком «правила» работы с компьютером и гаджетами, временные ограничения, определить ресурсы, которые можно и нужно посещать. Объяснить, что Интернет, в первую очередь, является средством развития и обучения, и только второстепенно - развлечений и общения. Желательно договориться, что новые игры и программы будут устанавливаться совместно с родителями.
    • Ввести ограничения по использованию гаджетов. 
    • Запретить общение с незнакомыми людьми. Эта мера должна восприниматься так же, как и запрет общения с незнакомыми на улице!
    • Привить культуру поведения в IT-пространстве, постоянно осуществляя интернет-воспитание ребенка.
    • Надлежащим образом настроить компьютерную технику ребенка. Использовать контент-фильтры, затрудняющие посещение определенных видов ресурсов на уровне оператора связи и на уровне операционной системы. Контент-фильтрация не всегда эффективна, в частности, из-за того, что не ко всем сайтам закрыт доступ, а социальные сети, онлайн-игры, переписка и иная активность ребенка остаются в стороне!
    • Контролировать деятельность ребенка с компьютером и гаджетами, в частности, при помощи средств родительского контроля. При этом, ребенку нужно объяснить, что Вы это делаете для того, чтобы предотвратить опасность, и что на это имеете полное право. Знайте, что дети способны удалять историю переписки и посещения сайтов, существует множество средств родительского контроля, которые необходимо использовать для того, чтобы обезопасить своего ребенка.

    Педагогам

    Рекомендации по организации работы в информационном пространстве:

    • Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
    • Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
    • Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
    • Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
    • Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
    • При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
    • Не используйте в логине или пароле персональные данные.
    • Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
    • Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
    • О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
    • Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
    • Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
    • Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
    • Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

    Методические и справочные материалы

    Методическое пособие «Медиаграмотность»

    Учебное пособие разработано Донским государственным технологическим университетом и направлено на формирование и развитие информационной грамотности обучающихся образовательных организаций.

    Безопасность в интернете

    Онлайн-курс "Безопасность в Интернете" от Академии Яндекса для школьников 6-9 классов.

    Безопасный Интернет для детей

    Подборка обучающих и развивающих видеоматериалов, которые помогут получить представление о приемлемых моделях поведения в Интернете.

      Мероприятия, проекты и программы, направленные на повышение информационной грамотности педагогических работников

      Поделиться страницей

      Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie